Модель ТС.412

Посмотрите сначала общие положения по сборке и настройке в разделе Инструкции.

1. Предварительная обработка и подготовка

  • для предварительной обработки понадобится шкурка. Часть (примерно половину) отставьте плоской, часть — сверните в два цилиндра (побольше и поменьше);
  • последовательно осмотрите все детали на возможные артефакты печати (волоски, прилипшие кусочки пластика) и удалите их;
  • обработайте все отверстия в корпусе, предназначенные под оси (у них есть выступающая часть, а там, где её нет – это отверстия для облегчения выталкивания осей при пересборке) и два небольших отверстия в передней части корпуса (под циферблат) для устранения возможных заусенцев – круговыми движениями свёрнутой в цилиндр шкуркой. Не увлекайтесь, нужно сделать по 10-15 оборотов, иначе слишком расширите проём;
  • также обработайте торцы самих выступов на корпусе — буквально несколько движений плоской шкуркой перпендикулярно оси отверстия со стороны выступа, чтобы снять небольшие неровности;
  • палеты анкера (это загнутые концы анкера — на картинке ниже самая верхняя фиолетовая деталь) — осмотрите и подрежьте артефакты при их наличии (редко, но может быть) ножом (не шкуркой);
  • шестеренки, храповик и анкер: прошкурьте торцы в месте входа и выхода отверстий. Не лишним будет пройтись шкуркой между зубцов (как колеса, так и шестерни), чтобы устранить возможные заусенцы. Не увлекайтесь, идеальная поверхность здесь не требуется – она сформируется в процессе прогона, здесь требуется максимум пара-тройка движений шкуркой на зубец;
  • для больших осей часовой и минутной стрелок — устраните возможные утолщения от печати на широком краю: внутри, действуя свёрнутой в трубочку шкуркой;
  • часовая и минутная стрелки — проверьте, как одеваются стрелки, если очень тяжело, подшкурьте изнутри. Соединение должно быть плотным, чтобы не слетели, но допускать проворот для подведения часов;
  • смажьте все отверстия в корпусе, предназначенные под оси, изнутри, все оси — снаружи, все шестерни (колёса не обязательно, кроме анкерного – его нужно и во внешней части), оба плеча анкера, внутреннюю часть катушки храповика, а также углубление в корпусе под установку маятника;
  • отверстия в поводке — предварительно пройдитесь шкуркой, не сильно.

    2. Первоначальная сборка

    Основная цель при сборке — обеспечить свободное вращение шестерёнок. Сборка выполняется последовательно: сначала проверяем вращение шестерёнок без зацепления, а потом все элементы в сборе.

    Для каждой пары ось-шестерёнка сначала проверяем вхождение оси в корпус, при необходимости подшкуриваем отверстие в корпусе. Далее проверяем, как одевается шестерёнка. При необходимости одеваем и снимаем несколько раз, чтобы разработать отверстие. Если шестерёнка трудно снимается — можно использовать молоток (но аккуратно и с опорой на большую часть спиц).

    Собирать в соответствии с приложенной схемой в следующем порядке:

    • анкер (фиолетовый):
      • вставляем штифты. Штифты вставляются со стороны, куда направлена ось и после вставки должны смотреть в противоположную оси сторону. Соединение неразъёмное, поэтому входить должны плотно. Если совсем не идёт при усилии более 10 кг — подшкуриваем отверстия;
      • вставляем поводок с осью в корпус и проверяем ход, должен качаться свободно;
      • собираем с анкером и также проверяем ход. Отверстие в анкере разное по форме с разных сторон, вставить можно только с одной — если смотреть с конца оси поводка, выступ на анкере и отверстие должны быть слева;
      • демонтируем, чтобы не мешало проверять другие шестерёнки;
      • для расширенной версии проделываем то же самое с большим анкером;
      • если ось анкера плохо выходит (это в основном из-за плотной посадки самого анкера на ось), используйте отверстия в корпусе, предназначенные для демонтажа, можно вытолкнуть ось через них;
    • часы-минуты (фиолетовая шестерёнка и серые детали храповика):
      • собираем храповик с шестерёнкой часы-минуты — сначала в шестерёнку вставляется внутренняя часть храповика (малая, с шестигранным выступом), потом внешняя часть храповика (бобина с зубцами внутри) надевается на внутреннюю часть;
      • вставляем в корпус, вставляем ось и проверяем вращение — должно свободно вращаться, в т.ч. немного по инерции;
      • демонтируем, далее вдеваем нить в бобину — сначала сверху в одно отверстие в канавке бобины, потом обратно через другое отверстие. Оставляем одинаковые концы длиной чуть больше расстояния от пола до точки, где планируется подвесить корпус. Наматываем нить почти до конца на дальнюю канавку бобины (которая ближе к плоской части бобины храповика). Если смотреть со стороны ближней части (в которой отверстие и видны зубцы) — мотаем по часовой стрелке. Нить будет частично зафиксирована в канавке между отверстиями, но в основном за счёт того, что всегда на одной из частей бобины (или на обеих сразу) будет намотано много витков нити. Нить с дальней части бобины храповика далее будет выпускаться справа от часов и на эту часть нити будет закреплено кольцо для удобства подвода, а ближняя — будет выпускаться слева и на неё будет подвешена гиря;
      • на коцах нити делаем фиксированные петли длиной примерно 30 мм — этого достаточно для одевания на кольцо и на винт гири (бутылки);
      • пока откладываем, чтобы не мешало проверять другие шестерёнки;
      • если ось плохо выходит — можно немного деформировать корпус (раздвинуть), придерживая шестерёнку. Ось отойдёт от передней части корпуса и дальше вытащить будет легко;
    • минуты-секунды (жёлтый):
      • зацепление шестерёнки с осью может быть достаточно плотным, свободное вращение обеспечивается за счёт зазора не между шестерёнкой и осью, а между осью и корпусом;
      • должно вращаться по инерции длительное время, минимум 5 секунд;
      • демонтируем и пока откладываем, чтобы не мешало дальнейшим проверкам;
      • если ось плохо выходит, можно помочь извлечению деформацией корпуса, как это указано выше;
    • часовая ось и часовое колесо (зелёный):
      • должно вращаться, длительное вращение по инерции НЕ ТРЕБУЕТСЯ (т.к. от гири сюда идёт понижающая передача, это не критично);
      • оставляем в корпусе;
    • минутная ось, минутная шестерня и минутное колесо (голубой):
      • должно свободно вращаться, в т.ч. минимум 3 секунды по инерции;
      • если ось плохо выходит, можно немного сместить часть корпуса — чуть отвести ту часть корпуса, которая является самым дальний упором оси, немного сдвинуть в сторону, чтобы край отверстия в корпусе упёрся в ось и надавить на эту часть корпуса, выталкивая ось с шестернёй и колесом;
    • секундная шестерёнка (оранжевый):
      • для информации — колесо у неё называется спусковым или анкерным;
      • проверьте сначала вхождение части оси со стрелкой в заднюю часть оси. Совсем до конца лучше не защёлкивать, обратно извлекать без перекосов и очень аккуратно, можно с небольшими вращениями;
      • сначала одевается задняя часть оси, на неё спусковое колесо, далее вставляется передняя часть оси со стрелкой;
      • должно свободно вращаться, в т.ч. минимум 5-7 секунд по инерции;
      • если ось плохо выходит, можно помочь извлечению деформацией корпуса, как это указано выше;
      • если у Вас расширенный вариант, обратите внимание на то, что спусковое колесо с 30 зубцами предназначено для длинного маятника (и для него анкер бОльшего размера), с 60 зубьями (и анкером меньшего размера) — для короткого маятника;
    • проверка в сборе:
      • возвращаем оси и шестерёнки минуты-секунды и часы-минуты. Анкер не возвращаем;
      • проверяем, что если потянуть за нить, секундная шестерёнка начинает вращаться;
      • вращение должно по инерции продолжаться минимум 5 секунд;
      • для расширенной версии проделываем то же самое со спусковым колесом на 30 зубьев. Оставляем его, т.к. запуск версии с длинным маятником проще;
    • сборка вспомогательных элементов:
      • крышка бутылки (прозрачный) — просто вкручиваем прозрачный винт в прозрачную крышку, а далее саму крышку на любую пластиковую бутылку. Даже если у Вас в комплекте гиря — может понадобиться при запуске часов, т.к. запускать лучше с бОльшим весом гири — рекомендованный вес для запуска 700-800 грамм. На время старта (даже для базового варианта) используйте обычную бутылку на 1 или 1,5 литра и заполняйте её водой.
      • винт гири (серый) — просто вкручивается в резьбу на гире;
      • наполнение груза маятника (жёлтый диск) солью. Соль плотнее воды в 1,5 раза и не протекает, поэтому использовать нужно её — нагрузка маятника не герметична. Соль желательно утрамбовать – вибрацией, то бишь просто постукиванием об стол. Не забудьте закрыть отверстие в нагрузке маятника затычкой (оранжевой) из комплекта. Заполнение груза солью можно отложить до этапа запуска часов;
      • если в качестве гири используете бутылку, то всё, что про трамбование соли – и про гирю тоже. Плотность у соли, конечно, в 1,5 раза больше, чем у воды, но это у кристаллической. Так что нужно трамбование. В принципе, достаточно бутылки ПЭТ объёмом 0,33 литра — в этом случае после трамбовки достигается вес в 500 граммов;
      • подвес маятника (оранжевый) — состоит из 2-х (а для варианта с длинным маятником в расширенной комплектации — из 5-ти) деталей, которые просто вставляются друг в друга, их замок надёжно удерживает конструкцию. Верхняя часть для всех одинаковая (с изгибами для огибания корпуса при качании), нижняя часть для варианта с коротким маятником — короткая с резьбой, а для варианта с длинным маятником состоит из 3-х удлинителей и завершающей длинной части с резьбой. Сборку подвеса можно отложить до этапа запуска часов;
      • привязывание кольца (серого), гири и использование крюка (тоже серого). Сделайте на концах нити незатягивающуюся петлю длиной примерно 30 мм, чтобы можно было её закреплять за кольцо или за винт крышки гири (винт крышки бутылки). На этапе старта не закрепляйте гирю (бутылку) непосредственно на нить, а используйте крюк — это будет быстрее;
      • часовая и минутная стрелки (чёрные) одеваются просто на оси с некоторым натягом. Следите, чтобы они не касались друг друга – лишнее трение приведёт к неработоспособности механизма. Для облегчения на осях есть стопорные пояски, стрелки одеваются до упора в них;
      • Циферблат (белый с прорезями для базовой версии, белый с чёрными цифрами для стандартной и расширенной) вставляется в корпус выступами в соответствующие отверстия во фронтальной части. Установку циферблата лучше отложить до этапа запуска часов;

    Примечание. Ещё раз напоминаем, что для сборки расширенной комплектации лучше начинать с варианта более длинного маятника, он точнее и лучше стартует. В этом случае нужно брать анкерную шестеренку с меньшим количеством зубцов (30 штук), а на следующих этапах, когда вставляется сам анкер — брать анкер бОльшего размера.

    3. Установка на стену и предварительный прогон

    Детали должны немного притереться, поэтому нужно провести несколько холостых прогонов часов – без анкера.

    Крепление часов к стене должно быть таким, чтобы создавалось рассчитанное преднапряжение корпуса для компенсации его изгиба от веса гири, а кроме того, была возможность регулировки в вертикальном положении (налево — направо). Последовательность крепления корпуса следующая:

    • подготовьте отверстие в стене для верхнего крепления, отверстие для нижнего пока не делайте;
    • выберите такой винт, чтобы его шляпка проходила в бОльшую часть верхнего отверстия корпуса и закрутите его, оставив так, чтобы он выступал примерно на толщину корпуса. Повесьте на него корпус примерно вертикально, нижнее ушко корпуса будет отходить от стены на расстояние примерно 15 мм;
    • повесьте гирю на нить храповика — корпус прижмётся к стене;
    • наметьте место для нижнего винта в середине прижавшегося нижнего ушка, строго по вертикали от верхнего винта, подготовьте для него отверстие и установите нижний винт;
    • дальнейшая регулировка корпуса будет осуществляться только в направлении налево-направо за счёт перемещения корпуса относительно нижнего винта в овальном отверстии нижнего ушка корпуса.

    Закрепите часы на стену, повесьте гирю на фиксированную петлю левой (если смотреть на часы спереди) нити. Лучше, если она будет потяжелее.

    Механизм должен начать вращаться. Пока он не проработан, поэтому можно ему помочь – нам же тоже помогали с первыми шагами – подтолкнув анкерную шестерёнку.

    Дайте проработать, пока гиря не опустится до пола, заодно проверите работу храповика – когда гиря опустится до конца, потяните за вторую нить. Снимите ключ и дайте часам поработать ещё несколько таких циклов.

    После прогона шестеренки должны свободно вращаться по инерции ещё некоторое время после их запуска, как это показано на видео:

    4. Окончательная сборка

    Снимите часы, поместите анкер в корпус, острая часть (и отверстие с её стороны) должны смотреть влево, если смотреть на часы с обратной стороны. Вденьте анкерный поводок с осью в анкер. Проверьте, что анкер качается совершенно свободно — если нет, подтачиваем шкуркой отверстия в корпусе.

    Повесьте часы обратно на стену, заведите маятник, чтобы его ось была между цилиндрами анкерного поводка, а верхняя часть попала в специальное отверстие в корпусе. Будьте аккуратны при переносе собранного маятника, держите его вертикально – крепления частей между собой рассчитаны только на вертикальное положение, при перекосе они могут разъединиться или сломаться.

    Отъюстируйте вертикальное положение – ось маятника должна в спокойном состоянии быть примерно посередине корпуса.

    Примечание. Маятниковые часы очень чувствительны к правильному вертикальному положению, поэтому в процессе запуска нужно будет уточнить его — уже не просто по положению маятника в состоянии покоя, а по зазорам между зубами анкера и краем зубца спусковой шестеренки (см. схему). Зазоры слева и справа (в крайних положениях качания маятника) должны быть одинаковы.

    Качните маятник – часы пойдут. Наверняка, не сразу без остановок — анкерной шестеренке и анкеру тоже нужно притереться. Поэтому будьте готовы подталкивать маятник несколько десятков раз — главное, отслеживайте, что каждый раз часы идут чуть дольше, это свидетельствует о правильной подготовке и сборке.

    6. Завершение

    Прикрепите циферблат на корпусе. Посмотрите на гирю – может, можно поменять на менее тяжёлую, но это не сразу – нужно время (несколько суток) на окончательную приработку.

    5. То, что не описано в инструкции, но оно важно

    Точность хода. Как известно, период для математического маятника – два пи на корень из длины, делённой на ускорение свободного падения. У нас, конечно, маятник физический, да и трение с поддержкой качания влияют, но всё равно, каждый миллиметр на нашей длине маятника приводит к ускорению или замедлению хода. Для вариантов с коротким маятником:

    • короткий маятник, период колебаний 1 секунда, длина до центра масс примерно 250 мм, шаг резьбы 0,8 мм. Один оборот гайки приводит к изменению периода примерно на 1,6 мс, а это около 0,1 секунды в минуту, 6 секунд в час или 2 с небольшим минуты в сутки

    Для расширенного варианта с длинным маятником — тут, конечно, отрегулировать удастся точнее:

    • длинный маятник, период 2 секунды, длина 1 метр, шаг такой же. Все изменения примерно в 2 раза меньше, т.е. один оборот это 0,8 мс, 0,05 секунды в минуту, 3 секунды в час, минута с небольшим в сутки

    Если часы спешат – груз маятника опускать, если отстают – поднимать. Количество соли в грузе маятника также влияет на центр масс и, соответственно, на период колебаний. Если не хватает диапазона регулировки, добавьте (для ускорения хода) или, наоборот, уберите (для замедления) часть соли из груза.

    Подведение времени. Стрелки напечатаны с небольшим зазором относительно оси, они прокручиваются – просто чуть сильнее надавите. Небольшая тонкость – в механизме есть люфт. Чтобы после подведения стрелок он не влиял на показания часов, стрелки СНАЧАЛА повернуть вперёд по ходу часов, а потом вернуть на нужное время.

    Особенности старта:

    • после сборки часов некоторые шестерёнки могут оказаться слишком сильно прижаты к корпусу в процессе надевания на оси. Покачайте их чуть-чуть, чтобы убрать это прижимание;
    • особое внимание секундной оси, сзади между стрелкой и корпусом должен быть небольшой зазор, и между секундной и минутной стрелками тоже должен быть зазор.

    6. Тонкости

    Часы представляют собой механизм, балансирующий на грани возможностей технологии, поэтому настройка может быть достаточно сложной. Особенно влияет трение на маятнике, на анкере и на анкерной шестерёнке. Они должны быть хорошо обработаны и смазаны. На старте, пока детали не притёрлись, желательно использовать более тяжёлую гирю (но не больше 1 кг – иначе начнётся перекос корпуса и подклинивание осей).

    Маятник не должен касаться стены – посмотрите на его подвес, он может быть чуть изогнут и это приведёт к тому, что нагрузка маятника начнёт задевать стену (особенно актуально для варианта с длинным маятником в расширенной комплектации). Просто перевесьте его тогда другой стороной.

    Если часы уже начали ходить, но через некоторый период останавливаются – посмотрите на этот период. Повторяющиеся остановки, кратные одной минуте – проблемы с анкерной шестерёнкой, или её шестернёй, или её колесом. Шестерёнку нужно ещё раз обработать шкуркой, включая зубцы, скорее всего, где-то есть заусенец. Аналогично, при периоде, кратном 7,5 минутам – проблемы с предпоследней шестерёнкой, при кратности часу – с минутной шестерёнкой.